Конференции
Сессия
Конгрессно-выставочный центр ЭКСПОФОРУМ
Технологии и IT / Промышленность

Развитие цифрового суверенитета в промышленности: сила данных

27Ноябрь

Описание

 

27 ноября в рамках деловой программы Международного форума-выставки «Российский промышленник» состоялся экспертный диалог «Развитие цифрового суверенитета в промышленности: сила данных», организованный ТАСС.

Трансляция

Цифровизация бизнеса и повседневной жизни, развитие облачных технологий, внедрение ИИ влекут за собой постоянное увеличение информации, которую необходимо хранить. С 2015 по 2020 объем данных удваивался каждые два года, затем процесс стал еще стремительнее. По прогнозам аналитической организации IDC, к 2025 году количество всех мировых данных составит 175 зеттабайт, а к концу столетия эта цифра превысит четыре йоттабайта (10 в 24 степени зеттабайт).

Благодаря этому создание центров обработки данных (ЦОД) стало одним из приоритетных направлений в развитии мировых цифровых продуктов. Более того, в этой области наблюдается настоящая гонка технологий, ведь тот, кто владеет информацией – владеет миром.

В отрасль ЦОДостроения в равной степени вкладываются частные инвесторы и компании с госучастием. В настоящий момент выручка только коммерческих ЦОД превысила 100 млрд рублей. Аналогичную прибыль демонстрирует сегмент корпоративных и ведомственных центров обработки данных и связанные отрасли с синергетическим эффектом по росту выручки.

Размещение телекоммуникационного и ИТ-оборудования в надежных дата-центрах позволяет обеспечивать бесперебойную работу сервисов и доступ к данным в режиме 24х7х365, сокращать время на запуск новых продуктов и оптимизировать операционные расходы.  До 2022 года большинство инфраструктурных проектов в этой области на 80% и более состояло из оборудования западных брендов. Спустя год к этой цифре уже приблизились решения, преимущественно локализованные в России. Сегодня долю оборудования для ЦОД, произведенную отечественными компаниями, можно осторожно оценить в 30-50% — в зависимости от того, какие продукты считать российскими.

Однако до сих пор сдерживающими факторами развития рынка ЦОД в нашей стране являются высокие административные барьеры, отсутствие единых отраслевых стандартов и сертификаций, дефицит механизмов льготного кредитования операторов дата-центров, приобретающих для строительства ЦОД российское инженерное оборудование.

Для стимулирования развития индустрии ЦОД необходимо принятие законодательных мер, которые учтут специфику отрасли. Как обеспечить непрерывное эволюционное развитие ЦОД в соответствии с запросами рынка, новыми технологическими возможностями и требованиями регуляторов?

Вопросы для обсуждения:

  • Развитие перспективных технологий. Формировании новой отрасли – ЦОДостроения. Конкурентоспособность российского оборудования.
  • Какие меры помогут операторам ЦОД ускорить вывод новых мощностей на рынок и сделать их более доступными для заказчиков?
  • Как создание дата-центров улучшает инфраструктуру регионов и развивает смежные производства?

Спикеры:

  • Илья Белавинцев, исполнительный директор Ассоциации развития технологиий систем накопления электроэнергии
  • Евгений Вирцер, генеральный директор «Свободные Технологии Инжиниринг» и основатель группы компаний Key Point 
  • Игорь Дорофеев, президент Ассоциации участников отрасли ЦОД
  • Наталья Касперская, президент ГК InfoWatch, председатель правления АРПП «Отечественный софт»
  • Денис Кравченко, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике 
  • Владимир Хлебников, учредитель компании «Парус электро»

Модератор: Андрей Журанков, ТАСС


Выводы по итогам работы сессии

Блок 1. Понятийный аппарат и нормотворчество

Применение адресных мер поддержки центров обработки данных (ЦОД) невозможно без формирования отраслевой идентичности. Требуется формирование понятийного аппарата в области ЦОД, что является одной из ключевых задач нормотворчества.

Мощным и действенным механизмом будет дополнение классификатора ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) кодом 63.11.2 «Деятельность по предоставлению услуг инженерной инфраструктуры центров обработки данных»», который смогут использовать все профильные операторы ЦОД. В части ЦОДов существует доказанная юридическая и экономическая значимость введения выделенного кода, а сама задача без противоречий может быть реализована за короткое время. Это также позволит получить достоверную государственную статистику по отрасли, стать прозрачной и понятной деятельностью для контрагентов ЦОД и улучшить рыночные механизмы развития.

Вторым важным механизмом реализации отраслевой идентичности является введение юридического термина ЦОД в рамках законопроекта по принятию поправок в 126-ФЗ №1195296-7 «О внесении изменений в закон “О связи” (в части регулирования деятельности центров обработки данных)». Законопроект находится в Государственной Думе более трех лет, по мере разработки вызывал и вызывает обоснованную критику со стороны заинтересованных сторон, главным образом по термину «центр обработки данных».  Текущая коллизия по терминологии может быть решена, если в законопроект №1195296-7 будет внесен используемый в федеральном законодательстве термин «центр обработки данных» из 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве» (пункт 20 части 1 статьи 7) и 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (пункт 22 части 1 статьи 4), а именно «центр обработки данных – совокупность зданий, частей зданий или помещений, объединенных единым назначением с движимым имуществом, технологически связанным с объектами информационных технологий, и предназначенных для автоматизации с использованием программ для ЭВМ и баз данных процессов формирования, хранения, обработки, приема, передачи, доставки информации, обеспечения доступа к ней, ее представления и распространения». Использование вышеуказанного термина будет способствовать упорядочиванию гармонизированной терминологии и рыночному развитию ЦОД.

Применение адресных мер поддержки центров обработки данных (ЦОД) невозможно без формирования отраслевой идентичности. Требуется формирование понятийного аппарата в области ЦОД, что является одной из ключевых задач нормотворчества.

Мощным и действенным механизмом будет дополнение классификатора ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) кодом 63.11.2 «Деятельность по предоставлению услуг инженерной инфраструктуры центров обработки данных»», который смогут использовать все профильные операторы ЦОД. В части ЦОДов существует доказанная юридическая и экономическая значимость введения выделенного кода, а сама задача без противоречий может быть реализована за короткое время. Это также позволит получить достоверную государственную статистику по отрасли, стать прозрачной и понятной деятельностью для контрагентов ЦОД и улучшить рыночные механизмы развития.

Вторым важным механизмом реализации отраслевой идентичности является введение юридического термина ЦОД в рамках законопроекта по принятию поправок в 126-ФЗ №1195296-7 «О внесении изменений в закон “О связи” (в части регулирования деятельности центров обработки данных)». Законопроект находится в Государственной Думе более трех лет, по мере разработки вызывал и вызывает обоснованную критику со стороны заинтересованных сторон, главным образом по термину «центр обработки данных».  Текущая коллизия по терминологии может быть решена, если в законопроект №1195296-7 будет внесен используемый в федеральном законодательстве термин «центр обработки данных» из 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве» (пункт 20 части 1 статьи 7) и 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (пункт 22 части 1 статьи 4), а именно «центр обработки данных – совокупность зданий, частей зданий или помещений, объединенных единым назначением с движимым имуществом, технологически связанным с объектами информационных технологий, и предназначенных для автоматизации с использованием программ для ЭВМ и баз данных процессов формирования, хранения, обработки, приема, передачи, доставки информации, обеспечения доступа к ней, ее представления и распространения». Использование вышеуказанного термина будет способствовать упорядочиванию гармонизированной терминологии и рыночному развитию ЦОД.

Блок 2. Системное развитие

Центры обработки данных являются базовым инфраструктурным уровнем всего вертикального стека обработки данных, обеспечивают надежное функционирование цифровой экономики и экономики данных. Также, тематика ЦОД лежит в междисциплинарном поле и помимо ИТ затрагивает телекоммуникационную и строительную отрасль, поставщиков ресурсов, финансовые институты, государственные органы.

Развитие ЦОД без учета всех вертикальных и горизонтальных связей имеет ограничения по эффективности. Предлагается реализовать комплексный подход развития через определение экосистемы обработки данных с опорой на ЦОДы, как ключевые физические объекты. Отдельно, используя наработки, полученные при разработке «Стратегии развития отрасли связи до 2035 года», разработать выделенную стратегию развития отрасли ЦОД до 2035 года, в т.ч. в контексте комплексного развития экосистемы. Формирование стратегии позволит дать прогнозы развития отрасли по масштабу и структуре, определить эффективные механизмы формирования инструментов стимулирования загрузки ЦОД, ответить на вопрос как текущие/перспективные механизмы поддержки внутри экосистемы влияют на платежеспособный спрос для ЦОДов, в т.ч. определить неизвестные и проблемные вопросы, оптимизировать и сделать более эффективной адресную поддержку.

Блок 3. Механизмы поддержки

Центры обработки данных являются инфраструктурными объектами с большими первоначальными затратами и долгим сроком окупаемости, что ставит их в один ряд по схожим признакам с инфраструктурными объектами федерального уровня (дорогами, мостами, атомными станциями и т.д.). При этом также справедливо, что реализация проектов ЦОД дает мультипликативные эффекты, как для цифровой экономики, так и для экономики в целом.

Поддержка ЦОДов, как элементов базовой инфраструктуры ИТ может заключаться в расширении ИТ-льгот на операторов ЦОД путем включения вышеуказанного специализированного ОКВЭД в перечень ОКВЭДов ИТ-компаний. Также может осуществляться поддержка по системным грантам и субсидиям для невыгодных рыночных решений в сфере ИТ, которые дают ИТ-нагрузку на ЦОДы, особенно в сфере локализации данных и усиления суверенитета данных.

В части производителей специализированного оборудования для ЦОД наблюдается дисбаланс, когда государство поддерживает производителей вычислительного оборудования и электроники, но при этом производители инженерного оборудования и ЦОДы, которые реализуются на отечественных инженерных решениях остаются без внимания. Эффективной мерой поддержки производителей инженерного оборудования может стать гарантированный государством спрос на реализацию ЦОДов с государственным участием или использование государственных преференций, возвратные субсидии для инвесторов при закупке отечественного инженерного оборудования. Возможно принятие мер поддержки через расширение перечня существующих Постановлений Правительства, например, введением новых постановлений "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета производителям специализированного инженерного оборудования для ЦОД в целях предоставления покупателям скидки при приобретении такой техники или оборудования" и "Об утверждении Правил предоставления субсидий российским организациям на финансовое обеспечение затрат на разработку, испытание и внедрение продукции для инженерного оборудования ЦОД". Мультипликативный эффект для государства в части инженерного оборудования, заключается в том, что ЦОДы могут стать локомотивом в развитии инженерных решений, которые будут востребованы с прочих отраслях промышленности: пищевом и сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности, в прочих отраслях где требуется реализация критической инженерной инфраструктуры.

Также, в силу ограниченного рынка для производителей, для повышения конкурентоспособности и удешевления выпуска продукции предлагается внедрить механизмы поддержки и стимулирования экспорта оборудования и услуг в области ЦОД. Для этого целесообразно реализовать механизмы снижения экспортных пошлин, а также обеспечить продвижение и защиту бизнес-интересов отечественных игроков на государственном уровне.

 

Организаторы

Информационное агентство России ТАСС

Информационное агентство России ТАСС

Место проведения

 
Санкт-Петербург, Петербургское шоссе, 64/1
 
Конгрессно-выставочный центр ЭКСПОФОРУМ