Конференции
Технологии и IT / Наука и образование / Промышленность

НАЦФИНАЛ «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ»: 10 ЛЕТ МАСТЕРСТВА

9Сентябрь

Описание

 

Интерактивное шоу-летопись 

Слушать подкаст

С момента присоединения России к международному движению профессионального мастерства прошло 10 лет. Каковы главные результаты работы российской команды, объединившей мощное сообщество профессионалов Агентства развития навыков и профессий? Как Агентство участвовало в обновлении национальной системы профессионального образования и повышении её качества? Как повлияла его деятельность на развитие страны в целом, на жизнь граждан? Как Россия стала признанным лидером в развитии мирового профессионального движения и новатором в сфере подготовки кадров под запросы экономики?

Интерактивное шоу-летопись проведет экскурс в основные события десятилетней работы Агентства развития навыков и профессий через личные истории участников и организаторов движения «Молодые профессионалы».

Ожидание vs. реальность: какими были 10 лет движения «Молодые профессионалы»

Татьяна Голикова, заместитель председателя Правительства Российской Федерации

За прошедшее десятилетие чемпионат стал праздником для тех, кто готов совершенствоваться в профессиональном мастерстве. За эти годы произошла трансформация общественного сознания: задача по подготовке кадров по востребованным специальностям стала задачей государственного масштаба. Вместе мы стремились к росту престижа рабочих профессий не через пропаганду и лозунги, а через реальные изменения стандартов в них. Главное, чего удалось добиться за эти 10 лет, ‒ это создание уникального сообщества.

Успешный опыт организации в том числе мировых соревнований позволил нам предложить новые уникальные форматы развития движения: соревнования юниоров, Скиллс-паспорт, инициативы по развитию Green Skills, Future Skills. Движение «Молодые профессионалы» позволило значительно повысить квалификацию преподавателей и мастеров производственного обучения, внедрить в образовательные программы модули по современным технологиям и сформировать профессиональное экспертное сообщество. Сегодня мы обладаем не соревновательной системой, а системой развития человека.

Начало. От поражений к победам. 2011–2016 годы

2013 год, Лейпциг – первый для сборной России чемпионат мира – 41 место, предпоследнее. Команды с нулем баллов просто падали в общий подвал турнирной таблицы. И тогда, по меткому выражению руководителя направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрия Пескова: «Мы приняли концепцию всеядности».

«Концепция всеядности»

Дмитрий Песков, специальный представитель президента Российской Федерации по вопросам цифрового и технологического развития, член наблюдательного совета и совета директоров Агентства развития профессий и навыков

Шаг 1: использование лучших практик современности

Мы объездили всех лидеров [чемпионата] в мире и договорились о том, что наши ребята будут учиться у лучших. Если самый лучший фрезеровщик был из Бразилии, мы ехали в Бразилию и договаривались о том, что они помогут нам подготовить такого же качественного фрезеровщика.

Шаг 2: изучение советских методик

Мы провели «археологические раскопки»: посмотрели, какие методики во времена раннего СССР были доступны с точки зрения подготовки рабочих инженерных кадров, которые можно транслировать, и взяли все, до чего смогли дотянуться оттуда.

Шаг 3: привлечение стартапов

Несколько наших компаний пришли в движение «Молодые профессионалы» и сформировали собственные стандарты, например, по управлению беспилотниками. За счет этого мы получили бонусы в подготовке по самым передовым дисциплинам.

Шаг 4: проведение форсайтов с участием совета директоров международного движения для определения того, куда идут профессии в мире.

Путь движения «Молодые профессионалы» в России

Роберт Уразов, генеральный директор Агентства развития навыков и профессий, директор дивизиона «Кадровый потенциал» Агентства стратегических инициатив (АСИ)

Сама идея движения крайне позитивная, но подходы в России и мире отличались: перед нами стояла задача не только участвовать в соревнованиях и выигрывать медали, а привлечь как можно больше единомышленников. Поэтому вопрос не «За 10 лет что?», а «За 10 лет кто?» Это люди, которые поддержали идею, которые в нее привнесли уникальные элементы и большое количество абсолютно авторских решений. Многие считали, что это неправильно, не системно, не по плану и без точек контроля, но именно это работало. Этот феномен объясняется тем, что всё получается, если есть лидер, которого поддерживают, помогают ему, а не предлагают действовать по стандарту. И второй момент – понимание, что мы способны даже при крайне плохих стартовых условиях делать вещи лучше, чем могут сделать другие страны, потому что мы можем верить в себя.

О первой международной победе

Илья Тонких, генеральный директор ООО «Промышленная академия»

Май, 2015 год, выезд Национальной сборной России по профессиональному мастерству, 9 компетенций, первый опыт в качестве международного эксперта по компетенции «Токарные работы на станках с ЧПУ». Участник сборной хорошо показывает себя на соревнованиях, в последний день группа экспертов предварительно сообщает о победе, до официального объявления, однако затем решение было изменено в связи с тем, что это были первые соревнования, на которые команда приехала вне конкурса.  Вместо медалей были вручены сертификаты. Однако неофициальное признание было получено!

Второй этап. «Признание и доверие». 2016–2019

О золоте мирового чемпионата в Абу-Даби в 2017 году

Анна Дербенева, победительница чемпионата мира по профессиональному мастерству WorldSkills Abu Dhabi 2017 в компетенции «ИТ-решения для бизнеса», тренер Национальной сборной по профессиональному мастерству, разработчик ООО «Хакта»

До чемпионства

Все началось с межвузовских чемпионатов и легких побед, с осознания привлекательности формата соревнований, а не форумов или олимпиад, на которых была лишь теория и пассивное слушание материала.

Формула успеха

Без развития, движения вперед невозможно достичь высоких результатов, важно лишь подобрать момент, когда необходимо внести изменения в стратегию. Я выбрала неудачное время для смены технологии выполнения задания, но именно благодаря этому решению удалось занять 1 место.

Есть ли жизнь после Абу-Даби

Несмотря на множество предложений о работе из разных городов, министерств, зарубежных компаний, не было сомнений в том, что нужно оставаться в России и передавать накопленные знания будущему поколению. Невозможно было взять все это и просто унести с собой на скучную работу.

Что дает участие в движении

Медаль запылится на полке, воспоминания угаснут, но люди, которые пройдут с тобой огонь, воду, медные трубы и чемпионат мира, – останутся. Ради них хочется быть в этом движении.

О детях в Юниорском движении Агентства развития навыков и профессий

В тот год в Абу-Даби еще несколько россиян завоевали медали: 6 золотых, 4 серебряных и 1 бронзовую. Этот стремительный рывок произошел благодаря разрастанию движения «Молодые профессионалы». В 2014 году прошли первые внутренние корпоративные чемпионаты для взрослых до 28 лет, тогда же к движению присоединились школьники.

Петр Некрасов, руководитель отдела по работе с экспертными сообществами и учебными заведениями IEK GROUP

Дети могут абсолютно все. Уже на первом этапе, когда казалось, что они выполняют простые задания, было понятно, что дети могут лучше, чем взрослые.

Основные вехи

2014 год – первый чемпионат с участием юниоров.

2015 год – появились первые юниоры в компетенции «Электромонтаж».

2016 год – обратились к победителю чемпионата 2013 года в Лейпциге с предложением посоревноваться профессионалам с юниорами. Две школьницы из Красногорска одержали победу.

2017 год – первая сборная юниоров, которая отправилась на международные соревнования в Абу-Даби.

2019 год – WorldSkills Kazan 2019: из 13 компетенций национальная сборная выигрывает в 12. А в компетенции «Электромонтаж» два участника, Борис и Глеб, заработали самые высокие баллы на тот момент – 887.

Формула успеха

Почему дети выиграли? У них сразу были нормальные инструменты, оборудование, технологии. Сейчас мы хотим, чтобы дети не только изучали новые технологии, но и чтобы они становились массовыми.

Расширение образовательной парадигмы

Александр Климов, ректор Российского университета транспорта (МИИТ)

«Молодые профессионалы» внесли необходимый элемент практических, прикладных знаний в систему среднего и высшего профессионального образования. Важна сама идея соревновательности: благодаря этому появляется еще одно пространство для обучения, которое позволяет двигаться вне рамок лекций и учебников. Для системы образования важно, чтобы драйв и желание к достижению наилучшего результата приумножало те усилия, которые прикладывает студент при подготовке к мероприятиям.

Третий этап. «Системные изменения». 2017–2020

О подходе и требованиях

Светлана Дюкова, менеджер компетенции «Сварочные технологии» Агентства развития навыков и профессий, директор по образовательным проектам Национальной школы сварки «РВТ»

Подходить с одинаковыми требованиями к финалисту Национального чемпионата «Молодые профессионалы»  и обычному студенту не просто можно, а нужно, потому что если так не делать, то не будет развития. Необходимо действовать жестко.

2013‒2015 годы прошли мимо сварщиков, на первенствах не было побед. Тогда было принято решение запускать все региональные чемпионаты по данной компетенции не по отдельному заданию, упрощенно, а брать задания чемпионата мира для финала Национального чемпионата. Многие регионы даже не подозревали, задания какого уровня они выполняют. Мы понимали, что конкурсантами любого регионального чемпионата являются студенты СПО. Соответственно, если нужно выполнить задание высокого класса, то готовить студентов начинают в СПО, а все технологии затем транслируют в систему профессионального образования.

Формула успеха

Чтобы победить соперника, нужно быть на голову выше и на шаг впереди. Но как это сделать, если различается менталитет в подготовке и используются разные технологии? Необходимо ужесточить требования и критерии мировых чемпионатов при подготовке. Например, если соревновательный день длится 6 часов, мы сделали 4 часа. На тренировках национальная сборная работала 8‒9 часов. Если на мировых чемпионатах есть некоторые допуски, то при тренировках возможность «вписаться» хотя бы в определенный диапазон была исключена.

Результат

3 золотые медали (2 на чемпионате Европы, 1 на чемпионате мира) в компетенции «Сварочные технологии».

Демонстрационный экзамен: история

Дмитрий Глушко, ректор Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва

В 2015 году, работая в Якутии, нужно было доказать компании «Алроса», что сварщики, которых мы готовим в колледже города Мирный, могут претендовать на рабочие места. Тогда команда из шести студентов-сварщиков выиграла все ГОКи. В этих ребят поверили.

Затем во Владивостоке появилась задача доказать предприятиям Дальнего Востока, что в колледжах можно готовить сварщиков. В 2016 году команды из 4 колледжей (из Якутии, Хабаровского края, Амурской области и Приморского края) съехались в Амурскую область на демонстрационный экзамен. Владислав Внуков, старший энергетик треста «Алмазтехмонтаж» компании «Алроса», и Артем Изнаиров, мастер производственного обучения «Амурского центра профессиональных квалификаций», были первыми, кто сдали демонстрационный экзамен. А уже на сегодняшний день таких людей 901 тысяча.

Благодаря нашим совместным действиям удалось создать уникальную систему оценки профессиональных компетенций.

Демонстрационный экзамен: взгляд бизнеса

Мария Правдина, заместитель директора по практико-ориентированному обучению «1С»

Фирма «1С» – одна из первых компаний, признавших концепцию демонстрационного экзамена как очень прогрессивную. Однако путь к этому был непростой.

Первый этап связан с наполнением содержания демонстрационного экзамена не только международными практиками, но запросами бизнеса. Было сложно найти тот самый подход, который решал бы задачу, нужную индустрии.

Второй этап – привлечение работодателей. Мы приглашали представителей компаний на демонстрационный экзамен, но на тот момент лишь 4 % выпускников можно было показать работодателю, однако этих людей еще нельзя было включить в бизнес-процесс. Ситуация улучшалась довольно быстро: затем это было 10, 25, 30 процентов. Бизнес должен был поверить, что мы делаем важное для него дело, чтобы сейчас приходить на демонстрационный экзамен как на праздник.

Третий этап – тиражирование. Появилась необходимость перейти от десятков и сотен подготовленных кадров к тысячам. В этой ситуации огромная нагрузка легла на экспертное сообщество. В тот момент бизнес понял, что такое труд мастера производственного обучения и труд преподавателя.

Признание компаниями сертификата демонстрационного экзамена за это время приобрело большую ценность.

Четвертый этап.  «Мы стали взрослыми». 2019–2022

Что было привнесено за 10 лет?

Роберт Уразов, генеральный директор Агентства развития навыков и профессий, директор дивизиона «Кадровый потенциал» Агентства стратегических инициатив (АСИ)

Россия внесла творческое осмысление профессионализма. Мы переосмыслили не само понятие мастерства, а то, как с мастерством работать в полном цикле: от мотивации стать профессионалом до приобретения навыков. Важно быть не просто хорошим мастером, выполняющим нормы выше, чем Стаханов. Нужно быть и Стахановым, и Макаренко одновременно, чтобы передать знания, научить.

Наш феномен в том, что у нас существует не только мастерство индивидуальное, но и коллективное, бригадное, мастерство в сообществах. Тот инструментарий, который рождался благодаря сообществу единомышленников, разошелся по разным сферам. В 2018 году появилась идея привлечения в движение взрослых, а уже в прошлом году мы переподготовили почти сто тысяч человек, которые потеряли работу. Однако методы, которые мы использовали, различались. Оказалось, что нельзя просто перенести техники, которые работают со студентами колледжей. Но при наличии технологической платформы и людей, которые могут создавать новое, задача оказывается вполне решаемой.

О накопленном опыте и новых задачах

Алина Досканова, директор по международной деятельности, заместитель генерального директора Агентства развития навыков и профессий

За эти 10 лет мы изменили стереотип о России в мире. Было принято считать, что мы креативные, можем многое придумать, но доходим до внедрения нового. Но сейчас мы не просто изучили лучшие мировые практики, мы стали первыми в медальном зачете, мы трансформировали национальную систему подготовки, разработали новые инструменты и механизмы, которые нужны другим странам, чтобы изменить их национальные системы.

Во время пандемии мы не только смогли сохранить преемственность мероприятий, но и предложили новые форматы и технологии, которые стали востребованы во всем мире. Мы одновременно задаем тренды в мире и совершенствуемся.

Следующий шаг – проект создания новой Международной ассоциации сотрудничества по развитию навыков и профессий, одобренный президентом Владимиром Путиным, со штаб-квартирой в России – нового международного института, который будет целостно заниматься развитием профессий и карьеры человека.

Взгляд в будущее

Дмитрий Песков, специальный представитель президента Российской Федерации по вопросам цифрового и технологического развития, член наблюдательного совета и совета директоров Агентства развития профессий и навыков

Заканчивается глобализация по-западному, но не заканчиваются процессы международной интеграции. Более того, они будут носить более глубокий, подлинный характер, потому что будут основываться на подлинном равенстве всех сторон. Наша задача сейчас ‒ найти формат, в котором любая небольшая страна будет чувствовать себя на равных. Конечно, будем двигаться к тому, чтобы любой талантливый подросток во всем мире и талантливые инженеры, рабочие специалисты, мастера смогли участвовать в тех форматах, которые мы создадим и предъявим миру в ближайшие несколько месяцев. Потому что основа нашей экономической конкурентоспособности – это по-прежнему возможность учиться у лучших. Сегодня мы тоже стали одними из лучших и хотим продолжать обмениваться этими практиками с лучшими.

Наталия Золотарева, руководитель Института развития профессионального образования

Самые эмоциональные воспоминания связаны с двумя событиями. Первое – это когда мы днями и ночами писали заявку, вместе обсуждали, чего мы хотим достичь и какое оставить наследие. Мы очень верили в победу. Но одного желания недостаточно, нужны государственные механизмы. Для меня это была значимая задача, потому что среднее специальное образование было не настолько популярно среди населения, не получало должной поддержки, а тот выигрыш дал окно возможностей для закрепления позиций СПО. То, что мы видим сейчас, это результат совместного движения вперед, когда тысячи сердец бились в одном направлении: на уровне государства, на уровне Агентства развития навыков и профессий, на уровне регионов, колледжей и предприятий.

Теперь главная задача – сохранить все лучшее, чего мы достигли, и выйти на новый эволюционный виток, потому что мир изменился. Нам необходим технологический суверенитет, но при этом не стоит закрываться. Надо двигаться дальше, выходить на новый уровень и оставаться семьей.

ЦИТАТЫ СПИКЕРОВ НАЦФИНАЛА «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ»: 10 ЛЕТ МАСТЕРСТВА

Спецпредставитель президента РФ: России не подходит западная модель "выкачки" кадров


Организаторы

Информационное агентство России ТАСС

Информационное агентство России ТАСС
Агентство развития навыков и профессий

Агентство развития навыков и профессий

Реклама

Баннерное место

Место проведения

 
г.Саранск, ул. Большевистская, 68
 
МГУ им.Н.П.Огарёва