Только что вам было отправленно письмо с подтверждением подписки на ТАСС.Конференции
27 марта на XV международной Грушинской социологической конференции состоялась панельная дискуссия «Медиа: индивидуализация и взаимодействие», на которой эксперты обсудили трансформацию медийного пространства и возникающие вызовы для СМИ в условиях цифровой революции.
Главные темы обсуждения:
Цифровая трансформация и доверие
Эксперты подчеркнули, что цифровые технологии значительно изменили модель медиапотребления. Возрастающее разнообразие источников и доступность информации приводят к тому, что аудитории становится сложнее оценить качество и достоверность контента. Это повышает значимость профессиональной журналистики, способной обеспечить проверку фактов и поддерживать доверие пользователей.
«Сегодня основная проблема – это верификация и качество информации, её правильная подготовка и доставка до целевой аудитории. В эпоху, когда каждый может быть источником информации, роль профессиональных СМИ становится критически важной», – отметил Андрей Милёхин, президент «РОМИР». Он привёл интересный факт: у тех людей, которые отдают предпочтение традиционным средствам массовой информации, индекс тревожности намного ниже, чем у тех, кто предпочитает соцсети и всевозможные новые виды коммуникации.
Баланс традиционных и новых медиа
Участники отметили, что, несмотря на широкое распространение новых медиа, традиционные СМИ продолжают удерживать позиции в части доверия и снижения уровня тревожности у аудитории. Сохранение и развитие профессионализма в медиа остается ключевым фактором устойчивости отрасли.
«Традиционные СМИ – это проверенный продукт, за которым стоят профессионалы. Пользователи понимают это и чувствуют себя спокойнее, потому что знают, что информация прошла через профессиональную редакторскую проверку», – подчеркнула Марина Мишункина, первый заместитель генерального директора АО «Аргументы и факты», доцент Финансового университета при Правительстве РФ.
Декан факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова Елена Вартанова, в свою очередь, уверена - из устойчивой структуры медиа превратились в "неопределенные, бескрайние, текучие пространства". "Мы потеряли традиционные медиаструктуры. Например, ТАСС долгое время был своего рода B2B, его использовали редакции, никакой широкой аудитории. Сегодня для аудитории - это инфраструктурный новостной завод, и если людям надо узнать, что происходит достоверно, они пойдут в ТАСС. <...> Статус информационного агентства абсолютно изменился. Информационное агентство стало таким новым типом предприятий", - сказала она.
Кроме телевидения, которое сохраняет устойчивую позицию в общественном сознании и в общественной сфере, многие традиционные медиа сильно изменились, считает Вартанова. "Может быть, нам надо подумать о пересборке медиа не по типу канала распространения, а по типу контента или содержания, который предлагается", - добавила она.
Максим Виноградов, заместитель начальника Управления разрешительной работы, контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Роскомнадзора сравнил ситуацию в медиа с правилами дорожного движения, в котором участвуют и профессионалы, и любители, но права им выдают разных категорий.
Регуляторные и технологические вызовы
На фоне технологических изменений важным становится вопрос регулирования доступа к информации. Необходимы меры, позволяющие обеспечить широкую доступность общественно значимого контента на различных платформах и устройствах.
«Сегодня важно обеспечить простой и бесплатный доступ к обязательным общественным телеканалам на всех устройствах. Это принципиальный вопрос не только технического характера, но и социальной значимости, который требует эффективных регуляторных решений», – заявила Екатерина Ларина, директор департамента развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества Минцифры РФ. «У нас деградирует инфраструктура линейного телевидения. Нет требования о наличии коллективных антенн в домах. Заходит интернет-провайдер, а не оператор кабельного телевидения, он не несёт обязанности транслировать обязательные каналы».
Перспективы и возможности
Отмечена важность поддержки региональных и молодежных СМИ как платформ для воспитания нового поколения журналистов, способных работать в условиях цифровой среды и повышать медиаграмотность аудитории.
«Региональные и студенческие СМИ не только расширяют аудиторию, но и способствуют повышению уровня медиаграмотности и качества подготовки будущих профессионалов. Мы должны активно поддерживать эти инициативы, ведь от них зависит будущее всей медиасферы», – подчеркнул Михаил Калмыков, первый заместитель генерального директора ТАСС, модератор дискуссии.
В заключение дискуссии эксперты согласились, что устойчивость медиасферы зависит от способности СМИ адаптироваться к новым вызовам, сохраняя высокие стандарты качества и профессионализма.
«Контент, за которым стоит профессионал, способный верифицировать и качественно преподнести информацию, всегда будет востребован. Именно он способен вернуть доверие аудитории и сделать медиа по-настоящему надежным источником знаний», – заключил Роман Плюсов, ведущий телеканала «Россия 24».