ГЛАВНОЕ
26 марта 2020 года мы провели онлайн мероприятие "Конференции.Перезагрузка", где обсудили будущее ивент-индустрии в условиях пандемии, поделились ожиданиями и услышали об актуальных кейсах.
СПИКЕРЫ
Григорий Аветов
Ректор, школа бизнеса «Синергия»
Александр Буртник
Генеральный директор, ООО «Ред Бокс Медиа»
Юлия Грязнова
Руководитель дирекции по стратегии и аналитике, AНО «Национальные приоритеты»
Юлия Гудач
Директор по развитию сети, АНО «Платформа НТИ»
Юлия Жоля
Исполнительный директор, НАОМ
Екатерина Иноземцева
Генеральный директор, АНО «Сколково Форум»
Елена Кохановская
Директор по внешним коммуникациям и связям с общественностью, ПАО «МТС»
Алексей Орлов
Первый заместитель губернатора Свердловской области
Вера Подгузова
Старший вице-президент, директор Дирекции по внешним связям, ПАО «Промсвязьбанк»
Дарья Сунцова
Руководитель оргкомитета, национальная премия «Бизнес-Успех»
Армен Хачатрян
программный директор, фонд Росконгресс
Мы думали назвать это дискуссией, мы думали назвать это онлайн-конференцией... Это будет некая проба пера, первый опыт того, как можно проводить мероприятия в режиме онлайн. И заодно обсудим, какое будущее нас ждет, как может индустрия деловых мероприятий существовать в режиме коронавируса, в режиме COVID-19.

Андрей Журанков
ТАСС
Наш главный вопрос: какова ваша позиция сегодня? Ждать?
На сегодняшний момент ждать. У нас у каждого мероприятия есть оргкомитет. Строго говоря, это не наше решение об отмене или переносе, это решение принимает оргкомитет каждого мероприятия. Когда переносился Российский инвестиционный форум, всем казалось, что это преждевременная мера, мы много комментариев получали разного содержания, но, как показала практика, решение было абсолютно правильным и обоснованным, и хорошо, что оно было принято. Это избавило нас от многих рисков. На сегодняшний день у нас есть решение о переносе ПМЭФ. Пока нет решения о переносе Восточного экономического форума, мы пока его готовим в штатном режиме. Решение будет приниматься в зависимости от ситуации, которая будет складываться в мире.

Армен Хачатрян
Росконгресс
Вопрос:
какова позиция большинства компаний, большинства организаторов мероприятий?
Юлия Жоля: Ситуация достаточно серьезная и непростая. И это не просто мое мнение, это мнение как минимум 10 профильных ассоциаций, которые стоят у нас, у меня за спиной, и десятка профильных сообществ. И все действительно обеспокоены. Чтобы немного понимать цифры: на данный момент мы считаем, что ущербы в экономике составят более 50 млрд рублей, за которыми последуют банкротства и, соответственно, сокращение людей. И это действительно впечатляющие цифры.
Андрей Журанков: Мне хотелось бы сразу уточнить: вы назвали эту сумму, где та граница, после которой вы говорите об этих убытках, вы говорите о сокращениях? Это когда? Апрель, май, июнь? До конца года? Как вы это просчитали?
Юлия Жоля: Мы уже это понимаем, потому что у нас в индустрии (говоря про индустрию, я говорю и про конгрессно-выставочную, ярмарочную часть, и про событийную деятельность, и про бизнес-туризм) сокращения мероприятий начались с середины февраля. И, как вы знаете, подготовка любого мероприятия занимает время. То есть мы уже понимаем, что полгода 2020-й абсолютно точно у нас нерабочий. Январь, как вы понимаете, месяц праздничный, и там деловая активность невысока. Поэтому и в целом я бы поделила эту ситуацию на 2 больших блока: у нас есть большая проблема, связанная с коронавирусом и сокращением мероприятий в связи с этим. По нашим данным, 100%-я отмена всех мероприятий, 100%-я! И это беспрецедентный случай. Мы - индустрия, которая переживала не раз кризисы, но никогда мы не имели такой возможности совершенно социально дистанцироваться и свести нашу активность к нулю. Если мы говорим о второй половине 2020 года, то надо смотреть правде в глаза: мы, когда вернемся в условия, что можно проводить мероприятия, столкнемся с кризисом. И здесь, пожалуй, мы должны рассуждать о том, что можем делать прямо сейчас и что мы можем делать потом, в этот период, когда мы выйдем, так сказать, в постапокалипсис. Я бы назвала это так. Возвращаясь к индустрии, у нас, как я считаю, и уверена, что мое мнение разделяют все коллеги, действительно стратегически важная индустрия, потому что мы с одной стороны делаем социальные мероприятия для граждан, для электората, а с другой стороны мы формируем имидж нашей страны. Ведь именно на наших мероприятиях встречаются главы государств, главы крупных бизнесов, и это сложно переоценить. Каждое рабочее место нашей индустрии дает 5-6 рабочих мест в смежной индустрии. И, если мы говорим о том, что мы уже сейчас стоим на пороге банкротства, очень многие компании заявляют об этом в открытую, то мы понимаем, что за этим следует сокращение огромного количества людей. Ну, вот минимально, да, 140 тысяч, но по нашим данным мы, наверное, к полмиллиону приблизимся. И это только наша индустрия.
Андрей Журанков: Тревожную картину вы обрисовали. Юлия, каким вы видите настроение, будут ли попытки найти что-то новое?
Юлия Жоля: Попытки безусловно есть. Конечно же, онлайн - это тот вариант, который лежит на поверхности. Да, я уверена, что мы им не ограничимся, просто на нашем рынке действительно некоторые игроки не могут таким форматом перекрыть свои убытки. Соответственно, мы понимаем Правительство в тех мерах защиты, которые они сейчас предпринимают для того, чтобы остановить коронавирус, мы их поддерживаем, но также очень надеемся на адресную помощь нашей индустрии, потому что, к сожалению, без нее, мне кажется, большой процент компаний после коронавируса элементарно не выплывет.

Юлия Жоля
НАОМ
Вопрос:
В Свердловской области проходит большое количество мероприятий. Вопрос с точки зрения того региона, который проводит большое количество мероприятий: позиция какая на сегодняшний момент? Понятно, всё отменено, но как из этого выбираться?
Я бы не сказал, что всё отменено. Мы ни одно пока крупное мероприятие не отменили, мы их перенесли на более поздний срок. Естественно, что сегодня мы точно работаем с представителями и тур.индустрии, и с теми, кто занимается, организацией конгрессно-выставочных мероприятий, это наши региональные компании, я не говорю про федеральных. У нас самая большая выставка - это "Иннопром", которую проводит компания "Формика", мы с ней в постоянном диалоге. Пока даты у нас стоят прежние. И мы, конечно, очень надеемся, что и Правительство, и медицина, и Роспотребнадзор, и, самое главное, понимание граждан позволят нам максимально локализовать эту заразу. И те меры, которые сегодня принимаются на уровне и Правительства России, и всех регионов помогут нам максимально быстро восстановить все активности. От этого, конечно, зависит судьба очень и очень многих компаний. Как Юлия сказала, чтобы нам не похоронить нашу экономику, там целые отрасли, которые завязаны в том числе и на выставочной индустрии, на туризме, нужно максимально быстро локализовать коронавирус. И для этого у нас, в общем-то, всё есть. Поэтому в моем понимании, в первую очередь необходимо будет восстанавливать региональные активности, федеральные активности, и мы сегодня пока не ведем речь о восстановлении активностей международных. Может быть, здесь как раз онлайн-режим будет весьма полезен, особенно при проведении конференций, семинаров. Нам есть, чему друг у друга поучиться, потому что мы все-таки пошли за опытом коллег зарубежных, очень серьезно в этом направлении двинулись, немного забывая про наших соседей. Я думаю, что это один из выходов и поддержать регионы. Правильно Юлия сказала, что участник, вернее, один представитель конгрессно-выставочной деятельности, на него приходится примерно 5-6 человек еще смежных отраслей: это и гостеприимство, и сфера такси, и сфера услуг, общепит и так далее.

Алексей Орлов
Правительство Свердловской области
Андрей Журанков
Итак, получается, что Армен нам сказал, что ВЭФ всё-таки готовится, Алексей Орлов нам сказал, что "Иннопром" тоже готовится в дистанционном режиме. То есть надежда сохраняется.
Вопрос:
Что надо делать индустрии?
Мы не стали отменять наше мероприятие, которое запланировано было на 21-22 мая – это Startup Village. Это всегда был такой open air, который за два дня проходило около 15-17 тысяч человек. Мы не стали его отменять, мы его перевели полностью в онлайн-формат. И, собственно говоря, все 4 ключевые составляющие мероприятия: деловая, конференционная часть, конкурс технологических проектов, выставка стартапов, и самая, наверное, основная часть – это коммуникации, взаимодействие и новые знакомства среди людей, - эти 4 ключевые составляющие легко переводятся в онлайн-режим. И сейчас мы 24/7 погружены в то, что меняем полностью структуру, потому что безусловно просто нельзя взять и панельную дискуссию из семи человек вывести в онлайн. Это нет. Это не только посадить всех в ZOOM и соединить их где-то там на пультовой. Конечно же нет. Мероприятие полностью трансформируется. Мы уходим в более короткие по времени форматы, в меньшее количество спикеров, «списываем» форматы с тик-тока, «списываем» с тэда. Я понимаю, что пандемия эта закончится и мы вернемся на какое-то время в обычный формат. Но это, может быть, первая пандемия, но не последняя. Если почитать наших футурологов, они все говорят, что основная опасность ближайшего будущего – это как раз не мировые войны, а именно пандемии. Поэтому нам нужно учиться в других, новых условиях, создавать новые форматы. И технически, наверное, всё для этого готово, просто данная пандемия для меня лично была мощным пинком наконец-то осмотреться, взять те технологии, которые есть вокруг, сделать что-то новое.

Екатерина Иноземцева
АНО "Сколково Форум"
Вопрос:
Чем отличается отмена от переноса на следующий год, если речь идет о ежегодном мероприятии?
Когда мы говорим о переносе крупного мероприятия на срок больше, чем несколько месяцев, на полгода, то это практически невозможно сделать, потому что есть сформированный график крупных мероприятий во всем мире, где принимают участие крупные компании и ведущие эксперты. Если ты свое крупное мероприятие, которое уже вписано в календарь и в определенное место, пытаешься перенести на полгода, тебе очень тяжело найти то окно, когда ты не вступишь в прямую конкуренцию с другим мероприятием из этого же календаря. Поэтому это сложный философский вопрос: является ли перенос на год отменой? Я бы не сказал. Всё-таки, наверное, перенос больше. Оно же не выпадает из календаря в принципе, оно просто на этот год выпадает. То есть перенос Олимпиады с 2020 на 2021 год – это отмена Олимпиады или перенос? Теоретически номер порядковый крупного мероприятия тоже можно оставить. Условно, Петербургский форум может быть 24-й, но пройдет в следующем году.

Армен Хачатрян
Росконгресс
Вопрос к заказчикам: вас устроил бы перевод в онлайн-режим каких-то мероприятий: форумов, конференций?
Что-то бы устроило, но далеко не всё. Я посмотрел облако смыслов. Самое, наверное, большое количество отданных голосов было за то, чтобы сохранить этот формат, потому что он очень востребован. Мы переживали 2011-й год, 2010-й, когда начинали активное развитие интернет-технологий. Зачем тратиться на демонстрацию каких-то образцов, когда это можно посмотреть в интернете? Но, как показала практика, ничто не заменит живого непосредственного общения. Поэтому всё-таки все ведущие мировые выставки получили свое дальнейшее развитие и до сегодняшнего дня активно в них участие принимали. Что-то, конечно, может быть, и есть смысл попробовать перенести в онлайн-режимы, но большие выставочные мероприятия, конечно, хотелось бы сохранить. И мы, как заказчики, только за это, потому что это имидж региона, его продвижение, повышение его узнаваемости, инвестиционной привлекательности. Это наша основная задача, которую мы перед собой ставим, организуя на нашей территории такие события.

Алексей Орлов
Правительство Свердловской области
Как уже говорили, я представляю Промсвязьбанк, казалось бы, банковская сфера, достаточно финансовая сфера в первую очередь, однако, на самом деле в нашей деятельности много мероприятий, которые проводятся офлайн. Они абсолютно разного формата и по количеству участников. Мы проводим сами как банк мероприятия по финансовой грамотности населения в регионах: собираем какое-то количество людей, предпринимателей и физических лиц, работаем с военнослужащими. Соответственно вот такие мероприятия, на мой взгляд, можно переводить в онлайн-формат и они не будут сильно страдать. Главное – хорошее интернет-подключение, собственно, что сегодня мы с вами пробуем, и, кажется, мы вполне себе комфортно и качественно общаемся. Более того, на мой взгляд, что касаемо России, то к этим мероприятиям как раз можно подключить большое количество граждан, которые не могут приехать физически в Москву или в другой город, где проводятся такие мероприятия, и поучаствовать. Это имеет смысл. Что касаемо крупных мероприятий, безусловно, нам, как заказчику, переводить такие мероприятия в онлайн-режим мало представляется продуктивным, поскольку даже трансляция, условно говоря, логотипа или каких-то рекламных роликов в период проведения конференций или круглого стола, так называемого, онлайн-круглого стола, это, конечно, менее эффективно, нежели мы собираем какое-то большое количество аудитории, а потом мы понимаем, что это – целевая аудитория, которая нам необходима. Мы проводим с ними живую беседу, о чем-то договариваемся. Что касаемо крупных форумов Росконгресса или "Иннопром", то есть проводится какая-то сессия, мы понимаем, кто к нам приходит, можем после сессии продолжить взаимодействие. Нам, как для бизнеса, это, конечно, крайне важно. Поэтому здесь, наверное, нужно больше исходить из задач того или иного мероприятия. Поэтому, конечно, ситуация сложная. Мне кажется, как раз тот опыт, который мы сейчас нарабатываем, может быть продуктивен для будущего, может быть и Роскогресса, и других крупных мероприятий, подключать кого-то, кто не может приехать по каким-то причинам, необязательно, это вирус, а просто по каким-то причинам, именно онлайн, потому что всегда интересно послушать каких-то спикеров, действительно, значимых, зарубежных, обменяться мнениями, услышать их опыт. Такой формат редко кто использует, мне кажется, его надо как раз сейчас отработать и потом использовать.

Вера Подгузова
ПАО "Промсвязьбанк"
Конференции и форумы мы всегда используем как дополнительный формат нашего взаимодействия с целевыми аудиториями. Но с точки зрения конференций или форумов там две задачи. Первая задача – нам нужна дополнительная экспертиза, которую мы берем в общении или в нетворкинге. Либо участие в качестве слушателей в панелях и так далее. Это первая история. Вторая история, когда мы сами делимся экспертизой, выступая на этих форумах. И эта история связана с тем, что у нас здесь разные цели. Она связана как с маркетинговыми вещами, с точки зрения новых продуктов, выхода на новые рынки, и с точки зрения инвесторской истории мы показываем бизнесу, чтобы нас покупали, чтобы нам давали дешевые кредиты и так далее. То есть мы делимся экспертизой. Поэтому сейчас, если первый формат с точки зрения «мы берем экспертизу» процветает, что практически все те моменты, которые мы можем взять для себя, можно взять в онлайне: мы можем становиться умнее, мы можем становиться эффективнее, слушая, можем зайти на сайт университетов, на сайты политиков и всё это смотреть в интернете. Но вот второй формат, я согласна с коллегами, когда мы делимся экспертизой, сейчас проседает и там, конечно, нужны, онлайн-истории. Мы уже внутри себя перешли на эти форматы. Я думаю, такая ситуация, как сейчас, нам позволила оттачивать мастерство. Но в целом, конечно, нетворкинг не заменить. И общение нам нужно обязательно. С первым спикером я согласна: когда всё закончится, то это большая угроза для отрасли форумов, конференций, потому что все очень хорошо научатся общаться онлайн. Мы, по сути, станем доками здесь и найдем очень много приложений правильных, они создадутся. И мы здесь свои потребности в экспертных вещах удовлетворим. Просядет рынок конференций, однозначно, потому что люди научатся делать это дешевле, чем тратить деньги на командировки. Единственное, ситуация усугубляется тем, что, если, например, мы раньше, используя конференцию или форумы как дополнительный формат, могли тем не менее общаться в офлайне просто так: могли поехать в Самсунг или могли поехать в Барселону пообщаться с коллегами, сейчас у нас такой возможности нет. Поэтому мы это очень остро чувствуем. Но вот в чем заключается хорошая новость: останутся, конечно, топовые мероприятия, такие как ПМЭФ. Люди просто соскучатся друг по другу, будут рады друг друга видеть, но и, главная вещь, что вообще, у человека заложена психологически потребность быть востребованным и быть оцененным, публично оцененным. Неважно, как тебя оценят, а важно, что ты думаешь, что это круто. И сама потребность человека к выступлениям, она оживит эту индустрию в любом случае. Потому что выступать – это коммуникативная способность человека на генном уровне никуда не денется. Но, однозначно, компании и порежут бюджет, и привыкнут, и научатся работать с другими форматами. Мы сейчас по себе это видим. Мы переводим людей на удаленную работу, мы примерно уже можем оценить, кто в принципе может удаленно работать, кому не надо занимать место в офисе. Мы выйдем из этого кризиса обновленными с точки зрения эффективности, мы посмотрим, что мы можем делать. С точки зрения конференций и форумов мы здесь тоже, конечно, более пристально будем смотреть. Но, еще раз говорю: это будет биться с желаниями людей ходить на эти форумы, выступать, участвовать, потому что желание коммуникативное - быть признанным аудиторией - никуда не денется. Это психология, ее не перебить.

Елена Кохановская
ПАО "МТС"
Андрей Журанков
Все-таки личного общения, личного бизнес-общения онлайном не заменить.
Вопрос:
онлайн или, как все сказали, что без старого доброго личного общения мы всё-таки не сможем жить на уровне нашей человеческой психологии, на уровне наших привычек?
Как же быть с личным общением, с теплотой и со всем остальным? Коллеги, давайте будем честными, ну вы же сидите в тиндере. Ну правда же? А сегодня есть такое количество пар, которые создаются в тиндере или в других социальных сетях. Причем, которые по полтора года, по два не встречаются до этого, находясь в такой прекрасной амурной, великолепной переписке, понимаете? И это никак им не мешает потом наладить взаимоотношения. Онлайн или офлайн? И как развивается ситуация? Я очень благодарна Валентине Терешковой за прекрасный, своевременный термин, который называется "обнуление". Потому что обнуление произошло не только по какой-то узкой политической теме, это было какое-то божественное провидение, я считаю, у нее. Мы, правда, с вами находимся в ситуации, с моей точки зрения, какого-то радикального обнуления всех наших привычек. Меня очень напугала, если честно, ваша диаграмма первая, облако смыслов. Первое слово было "сохранить". С моей точки зрения это не получится. И самое главное в этой ситуации - быстрее прийти к принятию и перестать думать о том, что мы хотим сохранить то, как будет. Я согласна с Леной Кохановской, которая говорит: "Не будет так после того, как мы выйдем". Не будет. Все будет по-другому. Абсолютно. Поэтому онлайн - безусловно. Я уверена, что мы отточим свои навыки за эти полгода. Появятся новые, гораздо лучшие приложения, чем то, которым мы пользуемся с вами сейчас. И появятся приложения, в том числе, и типа тиндера, но делового. Потому что это важно. Давайте будем так знакомиться. Появиться какой-нибудь деловой тиндер, который будет сопровождать ваше мероприятие, поэтому я уверена, что это уйдет в онлайн. Я не понимаю, чего упираться. Мне кажется, что чем раньше мы все поймём, что надо меняться, тем будет для нас лучше.

Юлия Грязнова
AНО "Национальные приоритеты"
Я на стороне оптимизма. А ситуация похожа на то, как взяли ребенка и бросили в воду. Вот до этого мы все проводили мероприятия живьем, а теперь придется просто грести и грести, пока мы не научимся плавать, не научимся делать мероприятия онлайн. И, в конце концов, поймем, что онлайн - это нормально. Есть сейчас технологии, которые появляются: виртуальные реальности, дополненные реальности. Просто из-за этого вируса, который нас всех захватил, эти технологии будут развиваться быстрее, болезненнее, но быстрее. Поэтому я думаю год-два - прогнозы на всю эту историю по моим ощущениям, по ощущениям моих коллег. И потом рынок просто трансформируется, будет совмещать две технологии. Это такая же ситуация, которая сейчас происходит во всем мире и в онлайне киберспорта. Есть живой спорт, но мы уже знаем, что киберспорт собирает выручку больше, чем живой спорт. Можно собирать в онлайне деньги, большие деньги. И реальная аудитория, если качественный контент давать, вовлекать. Конечно, там другая психология, там вовлечение людей другое. Придется делать entertainment, сделать виртуальную историю по вовлечению людей. Тогда люди будут за это платить, и можно будет зарабатывать деньги. Потому что в игровой индустрии это получилось.

Александр Буртник
ООО "Ред Бокс Медиа"
Армен Хачатрян
Мир построен так, что чем у нас чего-то меньше, тем больше мы это ценим. В дальнейшем ценность живого общения, которую мероприятия могут дать, будет повышаться.
КЕЙС
Мы делаем национальную премию "Бизнес-успех". Делаем её последние десять лет. И вот в этом году были вынуждены перенести её в онлайн-режим. Если говорить про онлайн или офлайн, то, конечно, я целиком и полностью поддерживаю коллег, которые за совмещение форматов. Все, что мы сделали в онлайн, все, что мы смогли сделать в режиме подключения по интернету, это не все то, что мы делаем обычно. И премия включает в себя ещё такое важное составляющее, как признание. И, безусловно, ради этого, ради аплодисментов, награждения, признания мы встретимся ещё раз, когда это будет возможно. Может быть осенью, через год зимой, может уже летом, но мы сделаем это офлайн обязательно. А что касается онлайн, то вот сидим мы и обсуждаем на тему того, как это сделать, как сделать интересней, готова ли аудитория к этому формату. Мы это сделали на прошлой неделе и поняли, что аудитория готова к этому формату гораздо больше, чем мы. То есть подключилось большое количество людей. Примерно в сто раз больше того, что мы собирали обычно офлайн. И среднее время просмотра нашей трансляции на РБК 352 минуты! То есть люди сидели, у нас было двухдневное мероприятие, шестнадцать часов видеоконтента, и смотрели. У нас была онлайн-трансляция, форум с разными форматами, с круглыми столами, с мастер-классами, с видеозаписью. Знаете, я хотела сказать, Юлия Жоля абсолютно права, мы тоже ивент-агентство, мы микробизнес типичный, и ситуация ужасная, в данном моменте просто катастрофическая для многих компаний в сфере ивент-бизнеса. Честно говоря, у меня больше надежды на наших партнёров, чем на какую-то аналогичную господдержку европейских стран, потому что есть компании, которые чувствуют будущее в этом, которые легко переключаются. Так сложилось не со всеми, к сожалению. Среди пула людей, которые принимали участие в этом мероприятии, большинство согласились на этот формат, большинство почувствовали, что надо пробовать. И я безумно благодарна всем коллегам: и тем, кто подключены онлайн, и тем, кто сидят здесь, за поддержку нашей идеи. Она была немножко такая экстренная, за двое суток нам пришлось перестроиться. Но благодаря такой гибкости многих коллег - получилось. Что касается аудитории, кажется, что они уже ждут. Кажется, что люди уже ждут этого формата онлайн и вот этого «форум в каждый дом», когда можно, не выходя из дома. Многим гораздо удобнее знакомиться в интернете, кстати. Я тоже считаю, что нельзя все перевести в интернет, но мы поняли, что многим это удобнее, комфортнее. Они пишут свои объявления, находят своих партнеров по всей России, которые тоже интересуются малым бизнесом. И вообще так решают вопросы своего нетворкинга. Мы совмещали за двое суток нашего двухдневного форума восемь разных форматов. И, в том числе, для того случая, когда нам было важно обеспечить общение, знакомства, живые комментарии, комментарии экспертов для представителей, конкурсантов. Для премии «Бизнес-успех» мы делали приложение для такого контакта. Мы изменили формат, но мне кажется ,что это очевидное решение, и все понимают, что никто не будет смотреть говорящую голову по телевизору в течение восьми часов. Это не работает. Не работают длинные мастер-классы. Самый длинный наш мастер-класс был полчаса против двух, который мы планировали. Мы пробовали приложения для того, что бы люди могли связаться с друг другом, вот представьте прямо конкретно друг с другом, не те триста тысяч, которые просто смотрели нас в интернете, а конкретные люди, участники премии, для которых мы обеспечили такую возможность. Это и мастер-классы в формате интервью, которые гораздо лучше смотрятся в живой трансляции. Это и формат ВКС для узких групп, собственно, что происходит у нас сейчас. Мы так собирались. В рамках премии мы приглашаем лидеров в какие-то министерства и ведомства, чтобы продвигать инициативы. В этот раз не получилось, все наши фермеры-сельхозники подключились к Минсельхозу онлайн ВКС. Одна из наших тридцати семи прямых линий не сработала, потому что в селе просто нет интернета. Вот село Ярсалинь на Ямале. Родина одного из победителей.Там просто не было интернета и не было ВКС, но все остальные так или иначе смогли это сделать. Подключились, прислали СМС, чтобы я задавала вопрос, я это сделала.
Армен Хачатрян: Вот я оптимист. Предположим, вся история с пандемией через полгода закончится, все откроется. В следующем году премия в каком формате пройдет?
Дарья Сунцова: Какую-то часть, безусловно, будем делать офлайн: встречи, награждения, аплодисменты, призы, публичная благодарность малому бизнесу, который, несмотря ни на что, развивается и гибко меняется в условиях турбулентной среды. Но большую часть мы переведем в онлайн, и уже не сможем от этого отказаться.

Дарья Сунцова
Национальная премия "Бизнес-Успех"
Екатерина иноземцева
Я считаю, то, что сейчас происходит, это уникальная возможность шагнуть вперед.
Вопрос:
переход в онлайн: что надо учитывать, на что надо обращать внимание в первую очередь?
Со всем согласен, что сказали. И с тем, что все будет хорошо, и с тем, что все будет плохо. Согласен с обеими позициями. Мы, скорее, относимся к числу безумных оптимистов. Поэтому уже лет пять назад проходили вебинары на семьдесят, девяносто тысяч человек. Некоторые из этих вебинаров претендовали на звание самых больших в мире, какие-то из этих вебинаров были платные. Поэтому для российских организаторов этот формат будет не новым. Просто потом оффлайна стало очень много. Хорошая новость, что зарубежные спикеры все освободились, практически ничего не стоят, себестоимость очень низкая, со всеми можно договариваться теперь. Решилась проблема с тем, что некоторые спикеры не хотели приезжать и лететь в Россию. Господин Харари, который не очень часто и не очень любит приезжать к нам в гости, теперь может быть спикером на всех российских форумах. А мы работаем над онлайн-платформой, как и все компании. Платформа, которая не будет использоваться только в течение трех месяцев или шести месяцев, это теперь на века. И детям будем передавать как наследство. Это отличное новое решение. Поэтому в целом настрой у нас очень позитивный.
Есть несколько успешных составляющих элементов онлайн-конференций. Первое - это, естественно, софтверные решения, очень часто что-то не работает. У меня срывались онлайн-трансляции на 50-60 тысяч человек. Это больно. Поэтому первая часть - это софтверные решения. Вторая часть - в рамках этих софтверных решений предусмотреть возможность обратной связи. Это тоже принципиально важно, потому что это нетворкинг, которого больше не будет в аудиториях ни в каком виде. Третье - качество и квалификация модератора конференции должны резко возрасти, а модерировать, особенно круглый стол, особенно панельную дискуссию, крайне трудно. И четвертая часть, которая касается очень ограниченного количества игроков в рынке, но таких, как мы, это система сбыта. Онлайн-форумы сбываются немного иначе, чем офлайн-форумы. Другие ценности надо раскрывать, другое ценообразование должно быть. Все должно быть значительно дешевле. Онлайн-форум не может стоить столько же, сколько и офлайн-форум. Но, тем не менее, в рынке есть очень много разных примеров, особенно в Соединенных Штатах Америки у коллег, когда они способны сбывать онлайн-форумы на 20, 30, 40 млн долларов, делать выручки именно по онлайн-событиям. Это хороший признак. Мы, по крайней мере, когда у нас во всем мире оффлайн выключился, суперконкурентноспособны со всеми странами, потому что больше нет американских, китайских, французских или российских спикеров, теперь все спикеры – глобал. Поэтому в целом - работа над платформой, сильные спикеры, способные работать в онлайн-режиме, и система сбыта, которая будет трансформирована.

Григорий Аветов
Школа бизнеса "Синергия"
КЕЙС
Мы экспериментировали еще с прошлого года. Мы много работали, в том числе с Екатериной Иноземцевой, когда проводили смешанные мероприятия: онлайн и офлайн сочетали между собой. Но скажу про то, что мешало нам запустить полностью онлайн-форматы. Есть гипотеза о том, что повысит связанность регионов, в которые так просто большие форумы не приезжают. Я бы хотела спросить у коллег: кто из вас был в Полярных Зорях? Это Мурманская область, небольшой совсем город. Кто из вас хоть раз думал о том, чтобы провести там форум для того, чтобы люди в части туризма могли посмотреть 15-минутный световой день во время полярной ночи, и рассвет? Ну, например, из-за таких явлений можно было бы придумать там очные события. Но транспорта нет, логистики нет, гостиниц нет, размещения нет и, таким образом, все большие офлайн мероприятия проходят в больших городах. Мы перечисляем Санкт-Петербург, Екатеринбург, Москву, и т.д. Я думаю, что в целом тупик в том, что люди постоянно ездят в одни и те же места. Мы попытались, собственно, связать между собой аудитории небольших городов и сделать так, чтобы мы могли дотянуться до талантливых ребят, которые там новые проекты делают, участвуют в олимпиадах в этих городах и, собственно, попытались сейчас запустить в этих городах эксперимент. У нас с 19 марта в "Точках Кипения" работает видео-конференц связь, мы поставили оборудование, соединили всех программами. Мы предполагали, что данные встречи между людьми будут чаще, что повысится распространение знаний и связность. Я с коллегами согласна, что ощущение от праздника, аплодисментов, совместной эйфории, чаепития и всего остального очень сложно перевести в онлайн. Но есть особенности технических решений, которые уникальны по отношению к офлайну. Вот, например, вы в театре видите все время один и тот же план, особенно если вы сидите впереди, а если вы сидите сзади, то в целом не очень получается разглядеть эмоции. Недавно посмотрела трансляцию из Нью-Йоркского Мьюзик-холла, Шекспир «Буря», потрясающая игра актеров, эмоции, правильные планы. Появляются программы, которые позволяют делать эти онлайн-события более интересными. Из находок, что в нашей сети за последнюю неделю появились. Мы много работаем с университетами, у нас часть "Точек Кипения" находится в вузах. Некоторые университеты начали выходить из ситуации и проводить конференции в онлайне не просто как спич одного эксперта, а как совместное действие. Донской университет, например, проводит сейчас лекции по функциональному программированию в среде Майнкрафта, то есть ты в виртуальной реальности находишься, тут же твои коллеги, тут же твой спикер, тут же у тебя код и разработка идет. У тебя не просто слушание, а у тебя делание вместе со слушанием. Это то совместное ощущение. Очень интересно получилось.
В апреле месяце мы будем проводить привычный питч-марафон проектов для инвесторов. "Разведку боем" 2 апреля мы будем проводить в онлайне. Мы отказались от типовых презентаций, пригласили всех, кто подает свои заявки на конкурс, записать 3-минутные ролики просто для того, чтобы исключить момент волнения участников, момент технических сбоев. Зато вопросы и ответы можно будет задавать в живую, можно потом расходиться по виртуальным комнатам и там обмениваться контактами. Мне кажется, вся наша ситуация немного перевела фокус тех же самых трат с событийных на вложения в инфраструктуру, в технические решения. Многие сейчас озаботились проведением быстрого интернета. Многие озаботились цифровизацией.

Юлия Гудач
АНО "Платформа НТИ"
ЮлиЯ гудач
Онлайн-мероприятия не должны быть фальшивыми офлайн мероприятиями.
Вопрос:
главное — это все-таки техническое решение, техническая инфраструктура, инфраструктурное решение или все-таки идеология, подход, контент, продукт, а обертка и техническое обеспечение - это уже второе?
Одно без другого нельзя. Сначала мы берем технические решения, которые есть, которые проще, которые доступны аудитории и не нужно сложным каким-то алгоритмам учить людей пользоваться. Поэтому у нас с вами сегодня ZOOM. Он один из самых простых. Второй момент, конечно, в обратную сторону. Мы говорим, о том, что качество контента для онлайна должно быть выше, чем качество контента в офлайне. Там исключена живая часть. И тут, конечно, мы в своем решении учитываем, что качество записи трансляции должно быть таким, чтобы контент был пригоден для вторичного, троичного использования. Нарезки в ролики, онлайн-курсы, чтобы можно было в дальнейшем спикеров не привлекать на запись других модулей, чтобы можно было из этого материала делать подкасты и т.д. Понятно, что одно другое за собой тянет. В условиях, когда мы все на карантине, простые решения важнее. В условиях, когда карантина нет, конечно, чтобы онлайн выигрывал нужно туда добавлять свои особенности, свои изюминки. Нельзя просто взять и офлайн перевести в онлайн. Это как оцифровать треш – получится оцифрованный треш. Ничего хорошего из этого не выйдет.

Юлия Гудач
АНО "Платформа НТИ"
Решений более чем достаточно. И вопрос идет исключительно в виде трансформации формы подачи контента. Поэтому я говорю, что не дискуссии, а короткие выступления. Мы делаем 20 минут, мы программируем мероприятия и говорим, что каждая сессия не более 20 минут. Еще, может быть, оставлять 5 минут с учетом вопросов и ответов. Но потом все. Внимание переключается. Несмотря на то, что у тебя есть возможность комментировать и задавать вопросы спикеру, все равно ты отвлекаешься. У нас параллельно будут идти три стрима с трех сцен. Я себе представила: в начале 5 минут выступает стартап со своим проектом, потом зрители видят 5 низко склоненных голов жюри, которые ставят оценки. Тоска. В принципе смотреть никто не будет и не имеет смысла. Поэтому точно переформатирование этого контента. Выставка. Одно дело ты прогуливаешься вдоль пруда и смотришь, какие выставлены приспособления, штучки, технологические разработки. Как это перевести в онлайн? Идеальная история – виртуальная комната. Зашел, посмотрел. За 2 месяца, которые есть на трансформацию вилладжа (Startup village), это невозможно. Мы придумываем иные формы, чтобы это было интересно, чтобы каждый посетитель (я не буду называть, всех, кто будет участвовать в мероприятии, зрителями, они не зрители, а точно такие же посетители нашего мероприятия) заходил на платформу и мог полноценно участвовать, и в онлайн-формате получить весь объем услуг, который мы обычно предоставляем на офлайн мероприятии, но при помощи других инструментов.

Екатерина Иноземцева
АНО "Сколково Форум"
Технических решений очень много. Уже все придумали для проведения конференций онлайн. Формат онлайн бывает даже удобнее, чем в живую. То есть получить референсы и познакомиться в онлайне значительно проще, чем в живую. А сейчас есть технология VR, которая больше популярна у гиков и молодёжи, но нам придётся тоже в неё погружаться. VR дает ощущение присутствия на мероприятии. Пока технически там много человек нельзя разместить в одной комнате, примерно 50-60 в одной, но скоро у нас дома появятся не только маски, гречка, но ещё и VR очки, которые мы будем надевать и посещать эти мероприятия.

Александр Буртник
ООО "Ред Бокс Медиа"
Вопрос:
вызовы компетенциям - готовы ли сегодня к ним?
Здесь очень важен человеческий фактор. Главное, чтобы в команде были умные, креативные люди. Здесь ещё вопрос технический. МТС, наверное, одна из компаний, которая наиболее подготовлена к этой ситуации, потому что у нас даже крупные благотворительные проекты, которые мы ведём с аудиторией 20 миллионов человек, проходят в онлайне. Но если касаться именно форумов и конференций, нам очень важно, чтобы они в каком-то виде были в онлайне, потому что здесь вопрос контента и контекста. Очень важно, чтобы этот контент попал в правильный контекст, и мы могли бы получить то, что мы сейчас, к сожалению, получить не можем, потому что мероприятий нет.

Елена Кохановская
ПАО "МТС"
Смотрите, мы точно усиливаем сейчас компетенцию работы с соцсетями и продвижения в соцсетях до, во время и после мероприятия. Эта работа сейчас тоже трансформируется. У нас меняются компетенции связанные с режиссурой мероприятия, с той самой драматургией. Она разная в офлайне и в онлайне. Меняются подрядчики. Если раньше большой подрядчик всегда был связан с застройкой, то теперь этих подрядчиков у нас просто нет. Зато здорово увеличиваются компетенции, связанные с организацией трансляции, связанные, собственно, с инфраструктурой, которая сопровождает мероприятия.

Екатерина Иноземцева
АНО "Сколково Форум"
ЮлиЯ ЖОля
Мой совет такой: изучать технически. Я считаю, что контент всё-таки технически и идейно главное. От этого зависит, в том числе, и какие технические решения будут выбраны, то есть технология должна работать под задачи. И оффлайн не умрёт. Я уверена!
Всем оптимизма! Будем верить в лучшее, но при этом привыкать к новым условиям.

Андрей Журанков
ТАСС
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website