Конференции
Экономика / Технологии и IT

Конференции. Перезагрузка. Итоги 2021 года

24Декабрь

Описание

 

24 декабря в информационном агентстве России ТАСС состоялась дискуссия из цикла «Конференции. Перезагрузка». На традиционной предновогодней встрече известные эксперты в области организации деловых мероприятий подвели итоги уходящего года и поделились прогнозами развития отрасли в 2022 году.

Фото с мероприятия

На протяжении всего года неопределенность вносила коррективы в схемы проведения деловых ивентов, а организаторы были вынуждены перестраиваться буквально на бегу. Так, за два дня до открытия Московского международного салона образования было объявлено об отмене массовых мероприятий. Несмотря на то, что к моменту старта проекта эта информация еще не получила форму официального распоряжения, салон лишился около 60 % зарегистрированных участников. «Теперь наш культурный код ‒ это неопределенность. И, собственно, с того момента, как только ты это понимаешь, она становится определенностью», - говорит Максим Казарновский.

Зачастую решение о проведении мероприятий принималось за несколько дней до намеченной даты. Как рассказала Екатерина Иноземцева, разрешение на проведение крупного международного форума Nobel Vision, который 7 декабря состоялся в инновационном центре «Сколково», было получено за пять дней до старта. Организаторы жили в неопределенности полгода, и после утверждения даты она не закончилась. В проекте принимали участие девять нобелевских лауреатов. Изначально семь из них планировали приехать на площадку лично, однако постепенно очных спикеров становилось все меньше и меньше. Накануне форума предпоследний офлайн-спикер по объективным причинам перешел в онлайн. Таким образом, в день открытия на площадке присутствовал один-единственный нобелевский лауреат, все остальные участвовали виртуально.

В обоих случаях организаторы справились с ситуацией и выполнили поставленные задачи (Nobel Vision за один день собрал порядка 1 млн 700 просмотров, а ММСО развил новые форматы и связи), однако вряд ли хотели бы оказаться в подобной ситуации снова.

Хотя, как считает Армен Хачатрян, неопределенность пугает только в первый раз, ведь потом она становится определенностью.

А по мнению Максима Древаля, неопределенность заключается не во внешних факторах – пандемийные ограничения несущественны по сравнению с вызовами и задачами, которые ставят перед собой организаторы амбициозных проектов. Например, перезагрузиться с нуля за считанные месяцы или сделать процесс получения знаний захватывающим, вовлекая туда миллионы людей.    


Все конкурируют со всеми

Усиливается конкуренция мероприятий: идет борьба за внимание аудитории, за участие спикеров, за бюджет. Действенным инструментом здесь служат новые форматы мероприятий, неожиданная подача контента и зрелищность.

«Мы стали делать более яркое, агрессивное оформление и продвижение, потому что конкуренция огромна, ‒ делится Екатерина Иноземцева. – Заманить, заставить подключиться, сделать процесс входа для слушателей максимально простым».

«Наш основной фокус – борьба за внимание аудитории, ‒ рассуждает Максим Казарновский. – (…) Мы все боремся за картинку, это один из основных факторов удержания аудитории, шоу, которое мы строим в своих студиях. Шоу интеллектуального общения».

«Шоу – это вызов к форме, ‒ говорит Максим Древаль, – чтобы конкурировать с развлекательным контентом теми инструментами, которые есть в индустрии развлечений. Нужно получить внимание аудитории, удивить. (…) Если ты видишь результат, не так важно, каким ты пользуешься инструментарием. Нам на марафонах общества «Знание» удалось создать такие форматы, которые удивили и ребят, и лекторов, сделали из скучного процесса обучения что-то модное». 

«Мы любим форматы провокаций: они привлекают внимание и позволяют людям, даже тем, которые занимают высокие посты, прочувствовать ситуацию с разных сторон, ‒ говорит Роберт Уразов. – Пытаемся сделать определенный театр, который будет понятен не только тому человеку, который смотрит, но и тому, кто участвует как спикер. Наша задача ‒ повлиять не только на аудиторию, но и на самих спикеров».

Анатолий Кицура отмечает, что «…мероприятия переходят из формата «здесь и сейчас» в сетку телевизионного вещания, а онлайн-студии зачастую становятся собственными площадками проектов».

За телевизионный формат голосует и Иван Федотов: «То, что мы сделали в январе 21 года, – абсолютно уникальный формат, который Гайдаровский форум заложил в первую очередь для себя. И к другим форматам мы возвращаться не хотим».


Онлайн vs офлайн? Гибрид!

Второй год подряд вопрос о том, за каким из форматов будущее, разбивает наших экспертов на два лагеря. На сей раз к Екатерине Иноземцевой, отстаивающей преимущества онлайна, присоединился Максим Древаль.

«Ура, Максим!  Я очень рада, а то я со всеми этими ретроградами здесь второй год бьюсь», ‒ пошутила генеральный директор «Сколково Форум».  Кстати, в декабре за один из своих проектов, переведенных в онлайн, – Open Innovations Startup Tour – Екатерина получила национальную премию в области креативных индустрий Russian Creative Awards. «Я все равно еще не верю в то, что офлайн победит.  Я пока все-таки за то, что онлайн будет развиваться таким образом, что станет более интересным, более прогрессивным, более привлекательным», ‒ надеется она.

«Офлайн победил! ‒ убежден Анатолий Кицура. ‒ В этом году офлайн вновь стал королем нашего рынка».

«Мы будем проводить офлайн-мероприятия потому, что этого требует комьюнити. Оно не развивается, если ты всех вместе не собираешь. Важно встречаться, общаться, знать друг друга в лицо. Откат ‒ переход в онлайн, по сути, деструктирует саму идею этого сообщества, ‒ говорит Роберт Уразов. (…) Мое стойкое убеждение: офлайн будет жить. Будут развиваться и другие форматы, при этом старый добрый онлайн продолжит царствовать еще лет 20‒30, пока не найдутся принципиально новые решения, не из текущих технологий».

Все эксперты отметили новую форму проведения мероприятий, занявшую прочное место в расписании 2021 года ‒ гибридный формат. «Это не противопоставление офлайна онлайну, это новая сущность», ‒ отмечает Максим Казарновский.  


Что лучше работает на выполнение задач мероприятия?

Еще один вопрос, вызвавший жаркие споры, можно отнеси к разряду вечных: что важнее ‒ форма или содержание? Теперь, когда переход с одной конференции на другую, занимает время, равное одному клику, аудитория и партнеры стали более требовательными, а организаторы находятся примерно в равных условиях, ответ на него стал особенно актуальным.

«Мы стараемся брать концентрацией содержательных людей. Тем, кто к нам приезжает, платит деньги за участие в мероприятиях, намного интереснее поговорить со спикерами вживую. Это намного важнее, чем шоу или вау-эффект. Мне так кажется», ‒ говорит Армен Хачатрян.

«Задачи, которые ставятся перед подготовкой пленарного заседания, понимание того, чего ты хочешь достичь, очень важны. Но самое главное не то, что произойдет во время пленарки, а что будет происходить после нее», ‒ уверен Роберт Уразов.   

«Мы должны заходить на территорию стратегии партнера, встраиваться в ее запрос и поставлять ту целевую аудиторию, которая ему нужна. Через форумы, через платформы, через классные мероприятия и так далее», ‒ считает Максим Казарновский.


Региональная повестка

По мнению Роберта Уразова, для регионов стали доступны те же возможности глобализации, которые раньше были только в Москве: «Пригласить спикера или хотя бы виртуально привезти человека на площадку теперь можно из любой деревни. Мое убеждение: регионы эту гонку выиграют».

С ним согласен Армен Хачатрян: «Как ни странно это звучит, в Москве не самая хорошая инфраструктура для проведения наших мероприятий. Мы, может быть, и рады были бы делать их в Москве, но негде. Сейчас Сочи привлекательнее столицы с точки зрения проведения мероприятий. И это определенный тренд».

«Мы видим большой запрос от регионов на проведение мероприятий у них, ‒ говорит Екатерина Иноземцева. ‒ А дальше сталкиваемся с отсутствием необходимой инфраструктуры и компетенций. Поэтому я не могу согласиться с мнением, что регионы победят в этой гонке уже на следующий год. Но с наличием такой тенденции согласна».


Прогноз на 2022 год

  • Несмотря на перечисленные трудности, в России достаточно комфортные условия для проведения мероприятий, в том числе международных.
  • Исходя из полученного опыта, можно ждать значительного повышения качества всех проектов.
  • Чтобы удержать внимание аудитории, будет недостаточно просто качественных мероприятий, придется каждый раз превосходить ожидания зрителей и участников.
  • Перестанут существовать мероприятия без онлайн-трансляций, гибридный формат станет нормой.
  • Онлайн-трансляции с мероприятий будут бесплатными.
  • Аудитория станет ещё более разборчивой и продвинутой. Как следствие, мероприятия сегментируются по целевой аудитории, повысится ценность практически полезных кейсов.
  • Организаторы будут вынуждены увеличить инвестиции в маркетинг и продакшн.
  • Регионы будут конкурировать со столицами за возможность проведения крупных мероприятий федерального и международного значения.
  • Остро встанет вопрос нехватки кадров, стоимость квалифицированных специалистов возрастет.
  • Компенсаторная энергия, возникшая из-за пандемийных ограничений, трансформируется в новые смыслы и связи.

Участники:

Максим Древаль, генеральный директор Российского общества «Знание»

Екатерина Иноземцева, генеральный директор «Сколково Форум»

Максим Казарновский, директор Московского международного салона образования, основатель платформы ММСО.Коннект

Анатолий Кицура, генеральный директор компании «Бизнес Диалог»

Роберт Уразов, генеральный директор Агентства развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)

Армен Хачатрян, заместитель директора, программный директор Фонда «Росконгресс»

Модераторы:

Лариса Белоусова, руководитель Управления конференций ТАСС

Андрей Журанков, руководитель аналитического направления Пресс-центра ТАСС


Организаторы

Информационное агентство России ТАСС

Информационное агентство России ТАСС

Реклама

Баннерное место

Место проведения

 
Тверской бульвар, 10-12
 
ТАСС